Yamaha XZ550 Vision
Yamaha XZ550 Vision
В 1982 году на рынке США и Великобритании появилась еще одна новая Ямаха. По традиции для этих рынков она получила имя: "Vision", хотя официально эта модель именовалась XZ550RJ. Мотоцикл получил новый двигатель V-Twin объемом 552 куб.см. жидкостного охлаждения с углом развала цилиндров 70 град. и 4-мя клапанами на каждый цилиндр. Как правило, двигатели с таким расположением цилиндров являются "длинноходными". То есть ход поршня в абсолютных величинах больше диаметра цилиндра. Это обеспечивает хороший крутящий момент на низких оборотах. У такой схемы есть один существенный недостаток: маленькая по отношению к рабочему объему площадь поверхности камеры сгорания. У "короткоходного" мотора, наоборот диаметр поршня больше его хода и пик мощности смещается в сторону высоких оборотов. Чтобы собрать воедино все достоинства таких схем, создатели двигателя Ямахи Vision сделали его "короткоходным" с очень длинными шатунами (122мм., с отношением длины к ходу 2,2:1). Его максимальная мощность достигается на 9500 об/мин. Чтобы предотвратить вибрацию на таких оборотах потребовалось установить балансирный вал. Большой диаметр поршня позволил установить в головку клапаны с диаметрами тарелок 31мм впускных и 26мм выпускных. Для сравнения на Kawasaki GPz 550 эти величины составляют соответственно 27 и 24мм. Профиль кулачков распредвалов обеспечивает длительность цикла впуска 284град; и цикла выпуска 276град; перекрытие циклов при этом составляет 70град, а высота подъема клапанов соответственно 8,8 и 8,3мм. для впускных и выпускных. Чтобы ускорить процесс наполнения, сгорания и выброса смеси из камеры сгорания,ее форма приняла более "приплюснутый" вид, а угол между стержнями клапанов стал очень узок, всего 36град. Через много лет это будет применяться на спортбайках и называться сквиш-эффект.
При такой конструкции газораспределительного механизма мотор за увеличение мощности получил плохую "откликаемость" на открытие дросселя на малых оборотах. Чтобы избежать этого на Vision установлена система контроля впуска YICS (Yamaha Induction Control System). Это простейшее устройство представляет собой двухкамерный пластиковый контейнер, каждая камера которого соединена с трактом одного из впускных клапанов каждого цилиндра. Будучи присоединенным таким образом и имея специальную форму камер, система YICS добавляет необходимые завихрения в поступающую смесь, что улучшает эффективность ее сгорания. Сей прекрасный девайс можно смело назвать резонансным впрыском
Смесь готовят два карбюратора Микуни эмульсионного типа с падающим потоком и диаметрами диффузоров 36мм. Для тех, кому это ничего говорит, сообщаю: это обычные карбы, как в Жигулях – не вакуумные, как на всех остальных мотоциклах. Так как дно бака находится ниже уровня поплавковых камер, в систему питания включен вакуумный бензонасос. Для того, чтобы избежать провалов в работе двигателя при резком открытии дросселя в пространстве между карбюраторами установлен ускорительный насос. Вообще в дизайне двигателя просвечивает некоторая "автомобильная" направленность и это неудивительно: Ямаха в течение многих лет строила моторы для большинства спортивных моделей Тойоты.
Vision отличается от других мотоциклов своего времени не только внешним видом и двигателем, хотя именно вид двигателя стал точкой отправления для разработки общего дизайна мотоцикла. Плавность линий уступила место резким переходам и обилию острых углов во всем его облике: по мнению его разработчиков, мотоцикл призван выглядеть функциональным. Эргономика водительского места продумана до мелочей: так, например, руль состоит из отдельных элементов, регулируемых независимо друг от друга, контрольные приборы расположены компактно и читаются хорошо. Посадка на мотоцикле классическая, сиденье очень мягкое и широкое, к тому же прямое и позволяет водителю в дальних поездках менять свое положение, садясь ближе или дальше. Есть такие приятные мелочи, как: центральная подножка, указатель уровня топлива. С 83-го года мотоцикл стал поставляться с обтекателем и получил обозначение XZ550RK. В конструкции обтекателя есть весьма полезная деталь: пассивная регулируемая вентиляция, не дающая водителю замерзнуть в холод или перегреться от включившегося в "пробке" вентилятора системы охлаждения.
“Благодаря” конструкции передней подвески мотоцикл относительно неустойчив. Слишком маленький вынос, зато очень хорошая управляемость. Передняя подвеска – прямой телескоп, пневмогидравлическая с подкачкой, задняя – моноамортизатор Bilstein(!), установленный горизонтально под сиденьем и имеющий пружину с переменным шагом навивки. Удобная посадка в сочетании с мягкостью подвесок провоцирует на дальние поездки.
Как и любой мотоцикл тех лет, (да и не только тех) Vision не лишен недостатков. Вялый стартер, который хоть и дает всегда мотору завестись, но имеет не подпружиненный сальник и иногда наполняется маслом из картера. Привод стартера - обгонная муфта тоже вызывает нарекания. Но не эти недостатки привели к сворачиванию производства Vision (оно было прекращено уже в 1983 году). Главная причина – полное отсутствие спроса из-за высокой цены и радикального дизайна. Правда, через несколько лет, когда цена у дилеров опустилась, а дизайн уже не казался таковым, остатки мотоциклов были быстро распроданы. По сей день в тех же Штатах он пользуется популярностью, есть клуб любителей "Riders Of Vision", есть энтузиасты, которые форсируют моторы и на их базе создают гоночные мотоциклы. Так на мотоцикле на базе шасси FZR400 с мотором 640 куб. см. была выиграна гонка в Портленде в 1997 году среди 650-ти кубовых V-Twinов. В России Yamaha Vision встречается крайне редко, по крайней мере европейская или американская версии, зато есть немного японских с двигателем 400 куб.см.
Основные технические характеристики
Снаряженная масса 212 кг
Объем бака 17 л
Максимальная мощность при 9500 об. мин. (модель 83-го г.) 68 лс
Максимальный крутящий момент при 8500 об. мин. 50 Нм.
Количество передач - 5
Главная передача - карданным валом
Максимальная скорость 125 м/час (201 км/ч)
Тормоза передние: два диска, одно-поршневые скобы
Задние: барабан