7.3 Колодки для дисков из ковкого железа
Эти диски - своего рода спортивная альтернатива нержавеющей стали. Диск из ковкого железа + Sintered колодка = внушительный тормозящий момент. Многие гонщики предпочитают мягкий диск стальному, по причине отменного контроля и воистину внушительному тормозящему моменту. К сожалению, эта конфигурация больше подходит для гонщиков, т.к. износ ротора не менее внушителен. Отмечу, что ковкое железо так же рознится в качестве. Может оказаться, что высокий износ справедлив только для роторов EBC Pro. BrakeTech утверждает, что их роторы из ковкого железа могут использоваться на Sintered колодках. В тоже время Ferodo пишет, что их колодка SinterGrip не должна использоваться на ковких дисках, в том числе и Brake Tech.
Поэтому при подборе колодок для дисков из ковкого железа нужно четко представлять цель. Если цель - соревнования и она оправдывает средства - колодка Sintered - идеальный вариант (перетормаживает диск из нержавейки на такой же колодке) если цель - продлить жизнь ротору ценой небольшой потери тормозящего момента или езда по городу - то это полуметаллическая органика или органика с низким содержанием металла.
Диск из ковкого железа легко определить внешне. Он очень сильно ржавеет, намного сильнее чугуна. Для того чтобы избежать коррозии в колодки часто добавляют антикоррозийные присадки, препятствующие окислению ротора (например - EBC Green)
7.4 Тормозная жидкость
Не забывайте вовремя менять тормозную жидкость в системе. Тормозная жидкость впитывает влагу из окружающей среды в результате чего, температура её кипения падает. Старайтесь выбирать тормозную жидкость с наиболее высокой температурой кипения и меньшей кислотностью, но совместимую с типом, используемым в вашей системе. (Например, Castrol Response Super).
8. Глоссарий
8.1 Увядание тормозов
Все колодки содержат некоторый процент органических веществ. Связь-образующие смолы это органические нефтепродукты, которые при перегреве выделяют или превращаются в газ образуя пленку, на которой <аквапланирует> колодка, этот эффект называется увяданием.
8.2 Температурный диапазон
Температура колодки редко когда превышает 370С при езде в городе, даже если вы очень много тормозите. На треке, температура колодки колеблется в диапазоне 480-800С.
8.3 Торможение
Тормоз переводит кинетическую энергию мотоцикла в тепловую, которую затем рассеивает в окружающей среде. Чем больше скорость или масса, тем большей кинетической энергией обладает мотоцикл и тем больше энергии высвобождается в момент торможения и отводится на диски и колодки. Таким образом, способность тормозить всецело определяется максимальной температурой системы, при которой не наблюдается эффекта увядания. Роль колодок и суппортов в этой системе как элементов отводящих тепло - незначительна. Основной элемент, который рассеивает тепло это диск. Поэтому чем лучше он вентилируется и выдерживает температуры - тем надежнее ваш тормоз.
8.4 Пропорциональный отклик
Основная проблема, с которой сталкиваются производители сегодня это пропорциональный усилию отклик тормоза во всем температурном диапазоне. А именно - зависимость между приложенным к мастер цилиндру усилием и тормозящим моментом должна быть линейна. Для пилотов очень важно знать, что прилагая усилие в 500 грамм к рычагу он получает тормозной момент вдвое меньше чем прилагая усилие в 1000грамм, вне зависимости от условий, холодный тормоз или горячий, мокрый или сухой. Достижения линейности работы тормоза при любом тюнинге - цель более важная чем увеличение тормозного момента.
8.5 Выбор колодки
Перед выбором вам нужно внимательно проанализировать прочитанный материал в применении к вашей тормозной системе. Способность системы тормозить определяется типом колодки и типом ротора. Тормозные качества колодки практически полностью определяется типом колодки. Модификаторы и усилители трения, хотя и оказывают влияние на её характеристики - не могут изменить тренд, определяемый продюсерами терния, наполнителем и матрицей.
8.6 Интересно
Хочу обратить внимание на интересную неявную закономерность. Чем выше температурный диапазон колодки, тем с большей температуры она начинает работать.
9. В помощь
9.1 Таблица <Ротор>
Мат. ротора/Колодка Металлическая колодка Sintered Органика с высоким содержанием металла (полуметаллические) Органика с низким содержанием металла
серый чугун ? да да
ковкое железо ? да да
нержавеющая сталь да да ?
? - использование комбинации не рекомендуется
9.2 Таблица "Фирма-Тип колодки"
В таблице классифицированы некоторые составы колодок от разных фирм производителей.
Металлическая колодка Sintered Номера
BRAKING USA CM CM44, CM55
BREMBO-FERODO Sinter Grip FDBxxxxST, FDBxxxxXR (Race)
EBC DoubleH FAxxxHH
LUCAS SV
NISSIN ST
VESRAH JL
Органическая колодка с высоким содержанием металла (полуметалл) Номера
BRAKING USA CM66. KS CM66, KC10 (Race)
BREMBO-FERODO CP911 FDBxxxxCP911 (Race)
EBC Green, Red, Yellow * DP2xx, DP3xx, DP4xx (Race)
LUCAS -
NISSIN NS, RS (Race)
VESRAH SD
* Возможно несоответствие номеров
Органическая колодка с низким содержанием металла Номера
BRAKING USA SM15
BREMBO-FERODO Platinum FDB xxxxP, xxxxSS, xxxxSR, xxxxR
EBC Black FAxxx
LUCAS -
NISSIN NS, RS (Race)
VESRAH SD
10. Список литературы
1. Compositions, Functions, and Testing of Friction Brake Materials and Their Additives, Peter J. Blau, Metals and Ceramics Division, 2001
2. DEF PROSPETTO fricton, TIMCAL group, TIMEREX Graphite,
www.timcal.com
3. Lapinus Fibres bv. Engineering Mineral Fibres for Friction Materials
4. Introduction to Gray Cast Iron Brake Rotor Metallurgy. Mark Kenneth Ihm
5. 3M Ceramic Microspheres
6. EBC Brakes Q & A.
www.ebcbakes.com
7.
http://www.braketech.com Tech Info
8.
http://www.jsr-performance.com Tech Info
Статья лежит тут
http://try.roldesign.ru/c3po/braking/